Книга представляет результаты сравнительного исследования образовательных систем стран мира и России в их цивилизационных и ценностных основаниях. Доказывается, что при развитии любой страны образовательная и педагогическая системы выстраиваются в соответствии с национальными ценностями, традициями, идеалами, представлением о человеке. Свой цивилизационно-ценностный фундамент существует и у российской образовательной системы. Через обращение к опыту истории российского образования и диагностику ее современного состояния показывается, что попытки ее реформирования по внешним рецептам, реорганизации под установки глобализации неизбежно приводили и будут приводить к кризису. Образование понимается автором как инструмент формирования личности человека, в связи с чем особое значение придается антропологическому измерению образовательных проектов. Проводится анализ выдвигаемых проектов реформ российского образования с точки зрения содержащихся в них рисков и угроз для национальной безопасности России. В приложении к книге представлены авторские проекты: «Основы государственной политики в сфере образования» и «Концепция совершенствования системы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации».